В кластере «Дополнительное профессиональное образование» мы продолжим разговор о «Новой субъектности» организаций дополнительного профессионального образования (ДПО) в России, который был начат на ММСО-2020. «Новая субъектность» организаций ДПО может проявляться в занятии ими ведущей роли в процессе решения актуальных вопросов и проблем развития региональных и муниципальных систем образования, образовательных организаций разных типов; освоении роли оператора и координатора инфраструктуры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, состоящей из разных государственных и негосударственных организаций, реализующих программы ДПО.
Существует мнение, что «нигде качество школьной жизни не превышает качество подготовки учителей». Поэтому, меняющаяся государственная образовательная политика и растущие требования учредителей и потребителей образовательных услуг заставляют задуматься о поиске новых, современных эффективных способов и инструментов непрерывного развития кадрового потенциала системы образования.
В рамках кластера «Дополнительное профессиональное образование» будет организовано несколько площадок, на которых состоится общественное обсуждение комплекса вопросов, касающихся изменения субъектной позиции организаций сферы ДП, представленных ниже.
ДПО – субъект в системе персонификации непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров образования. Участники площадки будут искать ответы на вопросы: в чем принципиальная новизна современного процесса непрерывного повышения профессионального педагогического мастерства? что является предметом персонификации в системе ДПО? что может включать в себя трек непрерывного индивидуального профессионального развития педагога? как обеспечить преемственность профессионального развития педагога на протяжении всей жизни? При этом в системе ДПО должны быть созданы условия для выявления собственных профессиональных потребностей и дефицитов педагогических работников, оптимального выбора образовательных ресурсов и сервисов для организации их супервизии и тьюторского сопровождения, в том числе: учебные курсы и события; места обучения и стажировок; устойчивые партнерские отношения; система навигации по образовательным маршрутам; сообщества людей, которые осваивают новое и помогать это делать другим.
ДПО – субъект в системе адресного методического сопровождения муниципальных и школьных команд в вопросах повышения качества образования. При этом под субъектом адресного сопровождения мы понимаем, как того, кто сопровождает, так и того, кого надо сопровождать для решения актуальных и сложных задач организации образования. В региональной системе образования в качестве субъектов адресного методического сопровождения можно выделить команды разного уровня, которые будут способны работать эффективно, обеспечивать качественные изменения в деятельности школы, муниципалитета и региона. В дискуссионном поле площадки будут вопросы: как обустроить адресное методическое сопровождение профессиональной деятельности команд на региональном, муниципальном и институциональном уровнях? как помочь руководителю управленческой команды реализовать актуальные тенденции государственной образовательной политики образования, используя для этого современные управленческие и педагогические инструменты и механизмы? как учитывать и развивать потенциалы каждого работника или группы в целом? как обеспечить интеграцию организации ДПО с муниципальными методическими службами для повышения качества образования в регионе?
ДПО – субъект построения экосистемы поддержки образовательных организаций в процессе перехода в эффективный режим работы и развития. Эта задача касается, в первую очередь, школ, имеющих низкие образовательные результаты и функционирующих в сложных социальных условиях. Почему речь пойдет об экосистеме? Потому, что образование должно формироваться как экосистема в масштабах образовательной сети, профессионально-образовательного кластера, территории, отрасли, экосистема, способная решать задачи развития системы образования в целом и всех ее субъектов для обеспечения равного доступа обучающихся к качественному образованию. Почему речь пойдет о школах, находящихся в сложных условиях? Потому, что, опираясь только на свои ресурсы и возможности, эти организации изменить ситуацию с существующим качеством образования в одиночку не смогут. Как сегодня можно «вытягивать» школы на новый уровень качества образования и обеспечивать устойчивость результатов за счет разных форм взаимодействий с внешними заинтересованными субъектами? Какова роль организаций ДПО в обеспечении поддержки и сопровождения школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях?
ДПО – субъект сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и непрерывного профессионального развития педагогических кадров. Благодаря выстраиванию механизма сетевого взаимодействия образовательные организации могут «дополнять» образовательные сферы: расширять предметные области; увеличивать «вооруженность» личности более совершенными и мощными средствами познания; усиливать процесс профессионального развития за счет других государственных и негосударственных организаций, реализующих программы ДПО. Организация ДПО может создавать в социуме пространство взаимодействия, которое обладает большей насыщенностью, чем каждое отдельно взятое учреждение. Обсуждение этой проблемы будет организовано вокруг вопросов: с какими организациями региона можно объединиться для создания программы ДПО в сетевой форме? какие нормативные и организационные проблемы при этом необходимо решить? как обеспечить интеграцию ресурсов разных организаций в процессе сетевого взаимодействия?
ДПО – субъект в системе горизонтального обучения педагогических работников во взаимодействии с профессиональными общественными организациями и сообществами. Современные системы образования должны открыто развивать новую культуру профессионального обучения и общения; создавать новую инфраструктуру профессиональных сообществ, объединяющих педагогов, разных специалистов и образовательные организации. ММСО может стать площадкой для общественного обсуждения вопросов включения профессиональных организаций в процессы горизонтального обучения: какие формы и инструменты горизонтального обучения наиболее эффективны? как обеспечить взаимодействие организации ДПО и профессионального сообщества в процессе ДПО?
ДПО – субъект цифровой трансформации процесса педагогического образования и профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров. Цифровая трансформация образования осуществляется благодаря распространению и обновлению новых цифровых технологий, обеспечению доступа к цифровым инструментам, материалам и сервисам и требует развития цифровой инфраструктуры образования, цифровых учебно-методических материалов, включая цифровое оценивание, а также создания новых моделей организации учебной работы. К обсуждению на данной площадке будут предложены вопросы: за счет каких цифровых сервисов управленческие команды и педагогические работники могут активнее включаться в процессы профессионального развития? какие управленческие механизмы способствуют изменению практики внедрения «цифры» в образовательный процесс? насколько готовы к цифровой трансформации ДПО педагогические работники и управленческие кадры?
ДПО – субъект в экосистеме развития личностного потенциала участников образовательного процесса. Развитие личностного потенциала, по своей сути, неравномерно, вероятностно, хаотично, немонохромно и протекает в условиях неопределенности. Следовательно, необходимы инструменты его корректного и мягкого сопровождения. Одним из таких инструментов принято считать личностно-развивающая образовательная среда как пространство субъектности и условие самоорганизации ее создателей. Вопросы подготовки педагогов и управленцев к оценке, проектированию, созданию и развитию личностно-развивающей образовательной среды в каждой образовательной организации сегодня архи-актуальны. Как изменить образовательную среду школы, осуществить переход от монофункциональной, унифицированной, узкопредметной, репродуктивной деятельности к межпредметной интеграции, метапредметности, продуктивным технологиям, личностно-ориентированному обучению, способствующему развитию творческого потенциала личности ребенка и педагога? Какие ресурсы личности педагога и управленца необходимо развивать для обеспечения современных требований к качеству образования и какими способами можно нужно это делать? Ответы на эти вопросы предполагает поиск инновационных идей, прорывных практик и проектов.
Мы предполагаем, что активными участниками Салона станут его посетители - педагоги, студенты, родители и другие гости. Салон станет площадкой встроенного повышения квалификации и профессионального развития работников системы образования.