Функциональная грамотность учащихся младшей школы
18.05.2021
Манифест

Современному обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности. Недостаточный уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности школьников. Актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательной деятельности заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.

С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции: способность выбирать и использовать различные технологии, способность видеть проблемы и искать пути их решения, способность учиться всю жизнь. 

На данный момент образование сориентировано на развитие личности учащегося, достижение им образовательных результатов, необходимых для его социализации, профессионального и личностного самоопределения, готовности к продолжению образования. В связи с этим возникает потребность в изменении педагогической практики, ориентации ее не на воспроизведение знаний, а на самостоятельный поиск, использование современных технологий и инструментов, в том числе информационных, цифровых, формирующих опыт эффективного мышления и продуктивной деятельности. 

           Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Так же, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям». 

Сегодня перед педагогами стоит много вопросов: Что стоит за понятием «функциональная грамотность»?  Какие составляющие функциональной грамотности? Какие основные проблемы функциональной грамотности в начальной школе? В каких предметных областях и как проверяется функциональная грамотность? Какие существуют эффективные педагогические практики  формирования функциональной грамотности учащихся младших классов? 

Мы проводим своё мероприятие для учителей начальной школы, руководителей образовательных организаций, работников управления образования, методистов, воспитателей, родителей, понимая, что оно должно дать ответы на многие поставленные вопросы, связанные с формированием функциональной грамотности учащихся начальных классов; осознавая, что нужно дать больше практических советов и рекомендаций, показать возможные пути решения данной задачи.

 

Проблемы формирования функциональной грамотности.

Миндюк Михаил Борисович, Генеральный директор Издательства «Интеллект-Центр», кандидат педагогических наук раскроет тему важности развития функциональной грамотности учащихся с начальных классов, расскажет об инструментах и пособиях, которые создаёт «Интеллект-Центр» для реализации данных задач.

           В современных условиях необходим глубокий анализ данной проблемы, который позволит рассмотреть вопрос с точки зрения понимания педагогами функциональной грамотности, владения ими инструментарием решения данной задачи, практикой подготовки современного учителя к иному пониманию качества образования.

Рутковская  Елена Лазаревна, старший научный сотрудник лаборатории социально - гуманитарного общего образования ИСРО РАО, к.п.н., раскроет важность и необходимость формирования финансовой грамотности младших школьников, как способности использования знаний и навыков управления финансовыми ресурсами для обеспечения в будущем собственного благосостояния и финансовой безопасности. 

          Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогая мыслить независимо от массовой культуры. 

Новые подходы к оцениванию и формированию читательской грамотности (по материалам международного исследования PIRLS) рассмотрим вместе с  Сидоровой Галиной Александровной, старшим научным сотрудником Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, Национальный координатор международного исследования PIRLS в России, к.п.н.    

«Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно  интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни. Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский)

Приглашаем вас к диалогу с практикующими педагогами, авторами пособий по развитию естественнонаучной, математической грамотности, функциональному чтению. 

 

мероприятий x 1
Нажмите "Интересует", чтобы увидеть все доступные мероприятия!
18.05.2021
190
13:00 – 13:50
«Функциональная грамотность учащихся младшей школы»