Школьное образование за последние два года претерпело существенные изменения: обучение перестало рассматриваться только в рамках школьного класса, учитель перестал работать за закрытыми дверями — за его работой теперь могут наблюдать другие, а главное — что ученик и родители осознали возможность выбирать.
Что и как должен сегодня делать директор школы и как меняется набор его управленческих компетенций?
На наш взгляд, необходимо выделить основные конструктивные объекты управления, на которые направлено внимание директора школы: ОБРАЗ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – открытой, субъектно-ориентированной, формирующей компетенции 21 века, школы как места встречи и места построения личных и профессиональных отношений; СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ – основополагающие методологические ориентиры отбора единиц содержания и их организации, возможность конструировать содержание с учетом конвергентности и междисциплинарности; ОТНОШЕНИЯ – взаимодействие между участниками образовательного процесса, практика интеграции и партнерства с новыми участниками, формирование культуры уважения и достоинства.
Далее необходимо обозначить отдельные элементы процесса управления, которые требуют пересмотра с учетом внешних изменений. Это, прежде всего, коммуникация директора с другими участниками: учителями, родителями, педагогическим и управленческим сообществами на принципах партнерства; это и эффективное взаимодействие с учредителем. Это разработка и внедрение практико-ориентированных моделей обучения и воспитания, расширение образовательного пространства за счет эффективного использования внешних связей, ресурсов других организаций и социальных партнеров. И, конечно, обновление управленческих практик, позволяющих совершенствовать образовательный процесс, формировать культуру доверия к школе, а также мотивировать сотрудников на личное и профессиональное развитие и работу в команде.
Следует констатировать, что в настоящее время увеличился груз решаемых директором школы функциональных задач, требующих от руководителя различных навыков и компетенций: управленца, менеджера, педагогического лидера, экономиста, аналитика, стратега, — но вместе с тем, в несколько раз возросла и ответственность директора школы за результаты, прежде всего, за воспитание ребенка и его успешность в течение последующей жизни. Все это подтверждает, что директор школы не может ограничиваться знаниями, приобретенными ранее. Требуется постоянное обновление, «перезагрузка», переосмысление опыта и приобретение новых управленческих компетенций.
Мы считаем, что, повышение квалификации директора школы — процесс непрерывающийся, где многое зависит и от активной позиции директора школы, его мотивации на саморазвитие и самосовершенствование, и от его способности выстраивать конструктивный диалог с коллегами и способности к взаимодействию. Поэтому важной сквозной линией для нас является вопрос: как может помочь директору школы, ориентированному на изменения и расширение управленческих компетенций, горизонтальная коммуникация с коллегами, насколько возможно сотрудничество директоров школ в рамках профессионального сообщества?
Цель конференции «ММСО.Директор школы» — во-первых, обсудить изменения двух последних лет и их влияние на систему школьного управления; во-вторых, провести верификацию управленческих механизмов и практик, помогающих директору школы выстраивать эффективное управление современной школой; в-третьих, определить содержательную повестку по взаимодействию участников образовательных систем различных уровней и оценить возможность реализации данной повестки на платформе ММСО.