Современный школьный курс географии не устраивает никого. К предмету справедливо предъявляют претензии в энциклопедичности («знать понемногу всё»), отрыве от реалий жизни («кем ты станешь, если пойдешь на геофак?») для сегодняшнего ученика. Да и количество выбирающих ЕГЭ по географии тоже незначительно. Ситуация движется к тому, чтобы сделать изучение географии факультативным или вовсе необязательным.
Как и многие другие продукты советской (а на самом деле — немецкой конца XIX в.) образовательной системы, структура и общий вид курса обусловлены тем временем, в которое возникли. Курс географии, принципиально не меняющийся вот уже несколько десятилетий, соответствует индустриальной эпохе. Отсюда доминирование репродуктивных видов деятельности — запоминания, повторения и простейшего применения. На это наложился еще один специфический фактор — обособленность СССР от всего остального мира. Советская география — география закрытой страны, граждане которой в большинстве не имели возможности поехать в туристическую поездку в другую страну или оказаться в зоне риска возникновения цунами и тропического циклона. Граждане той страны не были свободны и самостоятельны, не предполагалось, что они будут проявлять инициативу и принимать решения. Невероятно, но факт: даже то, что было востребовано внутри закрытой страны, всё равно не стало органичной частью курса географии. До сих пор важнейшая тема «Наводнения» и связанное с ними «Строение речной долины» занимают половину или одну страницу школьного учебника наряду со справочными данными о гидроэнергетическом потенциале рек или объеме речного стока. При таком подходе большинство выпускников школ не знают значения слова «пойма», путают устье и дельту, а потом вырастают и не вспоминают, что дома на пойме строить нельзя — печальные итоги мы наблюдаем в выпусках новостей каждую весну. Тему «Атмосфера» мы ухитряемся преподавать так, что большинство взрослых людей не может толком понять прогноз погоды, не понимая разницы между циклоном и антициклоном, а также роли атмосферных фронтов.
За последние десятилетия во всех сферах и областях мир постоянный сменился миром стремительно меняющимся, а школьная география так и осталась — будто бы из другого времени. Радикальные преобразования школьного курса географии не просто назрели — они давно «перезрели». Предмет предстоит во многом собрать заново.
- Начать нужно со структуры — построенной вокруг концептов (больших идей) и реальных жизненных проблем (кейсов). Наличие таких сквозных линий позволяет, с одной стороны, отсекать лишнее и добавлять необходимое содержание. Появляется логика выбора тем и фактов для изучения, не всегда очевидная сейчас. С другой стороны, сборка предмета вокруг реальных жизненных проблем резко повышает его актуальность и применимость изученного в реальности. Кроме того, этот подход уводит от жестко фиксированной предметной нарезки областей знания в сторону межпредметности — конструктора, в котором кубики из разных предметов собираются для решения необходимой ученику задачи. Важной частью курса географии, одной из его сквозных линий, должна стать концепция устойчивого развития. Это познакомит школьников с актуальной глобальной повесткой дня, удержит в фокусе внимания экологическую проблематику, темы экономического развития и равенства.
- Отказ от энциклопедичности — то есть, сокращение перечня обязательно изучаемых тем — необходим в силу нескольких причин. Во-первых, само развитие мягких навыков наиболее эффективно через предмет. Значит, для этого нужна база из предметных знаний. Но, в силу ограниченного количества учебных часов на изучение географии неизбежно придется отказываться от изучения каких-то тем — другого времени на развитие soft skills не найти. Во-вторых, отказ от энциклопедичности открывает возможности для вариативности курса. И, через это, мы выходим на построение персонализированных образовательных траекторий внутри предмета. Наконец, отход от принципа «понемногу всё» позволит по-настоящему глубоко изучить важные и интересные для ученика темы.
- Сказанное выше логично приводит к рассмотрению географии прежде всего в качестве гуманитарно ориентированной, то есть, человекоцентричной науки. Это ещё один переворот в восприятии, который давно назревает и явно противоречит сложившийся традиции. Изучение даже природных явлений следует сводить к к тому, как они влияют на жизнь человека, какие опасности несут и, главное, как можно ими управлять. Этот фокус внимания снимает самый популярный вопрос учеников и их родителей: «А зачем это мне нужно?». Очевидно, что требуемые изменения возможно реализовать сообществом неравнодушных, открыто мыслящих и готовым к изменениям учителей. Одна из целей нашей конференции — собрать такое сообщество и задать дальнейшую траекторию движения.
Образ «новой школьной географии» видится нам открытым (меж- и метапредметным), основанным на существующих вызовах, стоящих перед Россией и миром. Он может быть сформирован только на основе осознанного, вариативного выбора учителя и ученика.
Главная цель конференции «ММСО.Меркатор» — предложить учителям решения, которые помогут прийти к давно назревшим изменениям и изменят восприятие предмета. И конечно, для нас важно формирование сообщества коллег, разделяющих это видение и эти ценности.