Рост технологий во все века считался приоритетом в развитии.В годы Второй мировой войны взлом немецкой шифровальной машины Enigma, выполненной группой математиков под руководством Алана Тьюринга, позволил изменить ход войны и спасти тысячи жизней. И сегодня правительства многих стран стран уделяют большое внимание технологическому развитию и формированию цифровых компетенций граждан. В нашей стране в настоящее реализуются программы, разработанные в соответствие с указами Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», «Цифровая экономика Российской Федерации» и др. Знание и использование информационных технологий (IT) сегодня становится уже определенным элементом не только профессиональной, но и общечеловеческой культуры.
Российские IT-специалисты котируются в мире и нередко занимают ведущие позиции в интернациональных компаниях, но при этом согласно исследованиям, их дефицит в нашей стране для разных сфер экономики велик и будет сохранятся в ближайшие годы. Но откуда они берутся и какую роль в их формировании играет школа?
В российской школе «Информатика» в качестве отдельного предмета существует с 1985 года и является обязательным к изучению, начиная с 7 класса, и на базовом уровне преподается один час в неделю. Но при этом профессиональный консенсус в отношении этого предмета до конца не сформирован. Кого мы готовим в школе: программиста (вспомним фразу А.П. Ершова «Программирование — вторая грамотность»), опытного пользователя гаджетов или человека, понимающего принципы работы с информацией? Кто таков учитель информатики: человек, знающий интерфейсы множества программ, программист и представитель ИТ-индустрии или теоретик и вузовский педагог? Каковы результаты преподавания этой дисциплины и почему они именно таковы?
Мы проводим эту конференцию для учителей информатики, исходя из следующих установок:
- ИТ — невероятно динамично развивающаяся отрасль. В связи с этим содержание предмета информатики не может отставать от технологических достижений. В реальности скорость обновления стандартов не успевает за технологическим прогрессом, и мы учим детей «делам давно минувших дней». Таким образом, сам предмет информатики требует переосмысления и выделения в нем инвариантного «ядра» и вариативного наполнения, открытого к оперативному изменению.
- Важна, с одной стороны, формализация требований к профессиональному развитию учителя информатики, а с другой, пересмотр форматов и возможностей этого развития. Поэтому надо ответить на вопрос: кто такой учитель информатики и как он может развиваться?
- Содержание предмета «Информатика» (или “Computer science”) — предмет профессионального внимания не только в нашей стране. И очень важно смотреть и анализировать, как его изучают в других странах.
- Не вызывает сомнения тот факт, что программирование — один из самых важных разделов предмета информатики. Оно не только способствует развитию системного и функционального мышления, развивает творческие и креативные способности человека, но и учит пониманию того, что человек управляет машиной, а не наоборот. Необходимо рассмотреть методики и практики, позволяющие дать основы программирования каждому ученику при существующих возможностях школы.
- Информатика в школе — это не только отдельный предмет в учебном плане, но и инструментальная основа цифровой трансформации школы в целом. Необходимо формулирование синергетических подходов информатики и содержания других предметов школьного образования.
Кем бы ни стал в будущем сегодняшний школьник, он будет иметь дело с многообразными ИТ-экосистемами. И человек должен понимать машину, управлять ею, строить с ней отношения, чтобы не стать жертвой «восстания машин» — в малом или большом смыслах. А где научиться таким вещам, как не в школе?